Всем доброго времени суток!
Для меня пост это праздник! Многие думают, что в пост люди очень голодают и мучают себя, но это не так!!!Столько разнообразных вкусных постных блюд есть, которые понравятся закоренелым мясоедам)Вы не поверите, но в пост настолько хорошее самочувствие, что хватает сил на всё, что ты запланировала с утра)Я даже хочу в этом году попробывать отказаться от мяса полностью после поста, но это отдельный разговор)Для тех кто боится или не знает, что вообще такое пост, публикую эту статью)
Сколько длится пост?
Великий пост, время самоограничения и духовной подготовки к главному христианскому празднику – Пасхе, был установлен уже в раннюю христианскую эпоху и практикуется во всех традиционных конфессиях христианства.
Другое наименование этого периода – «Святая четыредесятница», так он называется из-за своей формальной продолжительности – 40 дней. Именно столько времени, согласно Евангелию, постился Иисус Христос в пустыне, подготавливая Себя к началу спасительного служения людям.
С другой стороны, 40 дней - это примерно десятая часть года, а Библия указывает посвящать десятину от всего, что имеешь, Богу, в данном случае десятину времени.
Фактически Великий пост длится дольше – семь недель, но последняя неделя считается особенным периодом, это «Страстная седмица», посвященная воспоминанию последних дней жизни Христа перед воскресением.
Когда начинается Великий пост?
В 2012 году Великий пост начинается 27 февраля и продлится до 14 апреля, Пасха Христова празднуется 15 апреля.
Чего нельзя в Великий пост?
Во все времена этот период времени люди посвящали воздержанию, направленному на обуздание греховных наклонностей, и сосредотачивались на духовной жизни. Предписывалось ограничение в еде – отказ от любой пищи животного происхождения, а строгие монастырские уставы требовали ограничения и в растительной пище, вплоть до сухоядения. В супружеской жизни также указывалось на необходимость воздержания. Всяческие развлечения и увеселения в это время не приветствуются, на Руси постом прекращали работу все театры, цирки и балаганы.
Жизнь христианина в это время сосредотачивается на молитве - общении с Богом, покаянии - осознании и исправлении своих внешних и внутренних недостатков, чтении душеполезной литературы, совершении дел милосердия и совершенствование в других добродетелях.
Прежде всего, следует понять, что гастрономическое воздержание не является самоцелью поста, это, если угодно, строительные леса, помогающие в сооружении здания добродетели, сами по себе, вне стройки, леса бессмысленны. Типичной ошибкой современного христианина является попытка исполнить все уставные предписания, касающиеся воздержания в пище, при этом основное содержание Типикона (книги богослужебного устава) о порядке совершения молитв в эти дни практически игнорируется, в связи с естественной занятостью на работе. В результате мы видим, как человек строго исполняя предписания устава, питается один или два раза в день сырыми овощами без масла. При этом он пытается исполнять также устав родного предприятия, предписывающий 8-10-часовой рабочий день с обязательной рутиной и нервотрепками. Добавим сюда давку в общественном транспорте или простаивание в пробках два раза в день и получим очевидный результат - минимум пользы для души, максимум вреда для тела.
Церковный устав предполагает гармонию между телесным воздержанием и духовным деланием. Пищевое самоограничение призвано помочь человеку в молитве, без молитвы пост превращается во вредную диету. Наши предки знали это.
В ранний весенний период святой четыредясятницы, когда в деревне еще нет основных сельскохозяйственных работ, а в городе замирала вся светская жизнь, встав рано утром, они совершали домашнее молитвенное правило и отправлялись на службу в храм. После продолжительной службы в несколько часов, шли домой, благо храм всегда был рядом, и подкреплялись постной пищей, затем, несколько отдохнув, направлялись на вечернее богослужение. День заканчивался скромным ужином и вечерними молитвами. Более интенсивная духовная жизнь шла, впрочем, и сейчас идет, в монастырях. Монахи, люди отрекшиеся от всех треволнений мирской жизни, целиком посвящают себя жизни духовной. Они встают на молитвы и ночью, первые дни поста едят только хлеб и воду. При этом сохраняют здоровье и долголетие.
Причина этого в том, что молитва дает людям другую силу и энергию, которую невозможно измерить в килокалориях. Эта сила благодати. Когда человек молится по-настоящему, он не чувствует голода, или чувствует его по-другому, не как раздражительность и слабость, а как легкость и внутреннюю свободу. Обильная еда препятствует чистоте и сосредоточенности молитвы, появляются посторонние мысли. Именно поэтому в древности пост стали присоединять к молитве.
Как соблюдать пост?
Когда ко мне обращаются люди с вопросом о том, как строго им надо поститься, я отвечаю, что пост должен быть пропорционален молитве. Если вы совершенно не молитесь в течение дня, то любое воздержание в пище не принесет вам пользы. Если успеваете прочитать только Серафимово правило утром и вечером - воздерживайтесь от мяса. С трудом читаете полностью вечерние и утренние молитвы, но валитесь с ног после трудового дня, - оставьте для себя рыбу, если есть силы – воздержитесь, и так далее. Пост – упражнение индивидуальное, это в монастырях, где все живут по одному распорядку, есть коллективный устав трапезы, и то для больных и слабых делается послабление.
Если вы больны и не можете отказаться от каких-то продуктов по медицинским показаниям, не отказывайтесь. Ведь основной смысл поста, как мы уже сказали, не в отказе от употребления скоромных продуктов. Аналогично можно ответить на вопрос: "Как соблюдать пост беременным женщинам?"
Соблюдать ли пост детям?
Правило о гармонии поста и молитвы актуально и в применении к детям. Из жития преподобного Сергия Радонежского мы знаем, что этот подвижник уже в грудном возрасте стремился к воздержанию в постные дни. Конечно, это чудо, и как любое чудо является исключением, но исключения подтверждают правила. Если ребенок воспитывается в семье, соблюдающей пост, будет неверным не приобщать его к семейной традиции.
Прежде всего, надо объяснить на доступном уровне назначение поста как упражнения в развитии воли к преодолению дурных наклонностей, как способ самодисциплины и подспорье в молитве. Желательно, чтобы дети в это время, как и в любое другое, кушали за столом ту же еду, что и родители, не следует готовить для них особых блюд, это нарушает осознание единства семьи и значительно осложнит в дальнейшем сознательно воспринять культуру поста. Сложно представить себе ребенка, который согласится поститься сразу после достижения совершеннолетия, если его оберегали от поста в отрочестве, ссылаясь на рост организма.
Для растущего организма требуются, прежде всего, молочные продукты. Предлагая к общему столу приготовленную для всех постную трапезу, вы можете позволить своим чадам употреблять кисломолочные продукты, если, конечно, они сами этого хотят. Бывает, что ребенок сам стремится к религиозной жизни, юности свойственна жажда подвига, не следует препятствовать таким порывам молодой души.
Если дети сами стремятся к посту, у них могут возникнуть вопросы в отношении его соблюдения в образовательных учреждениях. Ведь там предлагают пищу скоромную, а целый день оставаться голодным тяжело и вредно. Пусть по возможности воздерживаются от мяса. Есть в супе мясо, - суп ешь, а мясо оставь, также и со вторым - гречку съешь, а котлету оставь, и не важно, что там бульон мясной или подлива жирная, главное - принципиальное воздержание, а не наличие «скоромных молекул».
Это, кстати, еще одна распространенная ошибка современных постников, - боязнь невольно оскоромиться. «Купил пирожок, вроде с яблоками, съел, а потом состав прочитал, а там молоко в тесте. Все кончено, весь пост насмарку!» Как будто в постные дни какие-то продукты становятся греховными сами по себе. Смысл поста в сознательном самоограничении, прежде всего, от дурных поступков, слов и мыслей. А тот, кто боится невольно оскоромиться, как правило, вольно или невольно осуждает тех, кто не постится. Вот осуждение, - это однозначный грех.
Пост должен научить ребенка, прежде всего, сосредоточенному отношению к своему внутреннему миру. Поэтому более важным, нежели отказ от эскалопов и ромштексов, является воздержание в эти дни от праздных развлечений, первыми из которых в наши дни стали телевизор и компьютерные игры, в том числе телефонные и приставочные.
Есть семьи, в которых на все время поста телевизор закрывается красивой тряпочкой и вплоть до Пасхи остается просто предметом интерьера. Если вы не способны к такому подвигу, то ограничьте просмотр новостными передачами и серьезными фильмами с дисков, благо их сейчас не мало.
Принцип воспитания души и тела в умеренности и самоограничении закладывается в детстве, и тот, кто привыкнет к нему сызмальства, тот со значительно меньшим трудом, а то и с радостью понесет его, будучи взрослым. А такой полезный опыт пригодится каждому человеку в нашем мире.
Священник Сергий Матюшин
Сотрудник Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества